ГлавнаяСтатьиApple и экология: как известная ИТ-компания заботится об окружающей среде

Современный мир невозможно представить без информационных технологий. А бизнес многочисленных ИТ-компаний в значительной мере связан с воздействием на окружающую среду, особенно если дело касается не только программного обеспечения, но и производства устройств. И ещё больше это касается гигантов индустрии, создающих мобильные гаджеты для миллионов пользователей со всего мира. Одним из международных лидеров этой отрасли является Apple. Неправда ли очень приятно узнать, что эта компания отличается не только своим успешным маркетингом, но и отношением к окружающей среде?

Экологическая ответственность Apple

Ежегодная экологическая отчётность Apple

Уже многие годы Apple отчитывается перед публикой о своих экологических инициативах, рассказывая о новых достижениях и прогрессе в старых показателях. Последним таким отчётом стал Apple Environmental Responsibility Report 2017, подводящий итоги 2016 финансовому году и ставший уже десятым ежегодным обновлением в истории компании.

Apple ставит перед собой три ключевые экологические цели:

  1. Снизить влияние на изменение климата за счёт использования возобновляемых источников энергии (солнце, ветер и т.п.) и улучшая энергоэффективность своих продуктов и зданий.
  2. Сохранить ценные ресурсы для всеобщего процветания.
  3. Первыми использовать более безопасные материалы в продуктах и сопутствующих процессах.

Все осуществляемые компанией экологические шаги так или иначе сводятся к достижению этих целей. В чём же они заключаются?

Apple снижает влияние на изменение климата

Количество совокупных выбросов углекислого газа из-за деятельности Apple в последнем отчётном году составило 29,5 млн метрических тонн, что на 23 % меньше, чем в прошлом (38,4 млн). Поскольку одновременно с этим изменилась методология подсчёта, важно отметить, что по старому методу уменьшение выбросов составило бы 10 %. Это было достигнуто благодаря снижению выбросов при производстве алюминия (отдаётся приоритет алюминию, создаваемому с использованием гидроэнергии, а для корпусов iPhone 7 используется алюминиевый лом) и использованию «чистой энергетики» в сети поставщиков. Наибольшая часть выбросов (77 %) приходится на процессы производства. На использование продуктов Apple приходится около 17 % от общей массы.

Основные выбросы при производстве осуществляются из-за используемого электричества (около 60 %). Работая над этим, Apple помогает своим поставщикам переходить на возобновляемые источники энергии. Произведённые за год улучшения снизили количество выбросов поставщиков на 150 тысяч метрических CO₂e. На настоящий момент по инициативе Apple в шести провинциях Китая, где производятся продукты компании, были установлены ветряные и солнечные электростанции, вырабатывающие в общей сложности 485 мегаватт. Всего же на данный момент (апрель 2017 года) у компаний-партнёров Apple используется чистая энергия в объёме 2 гигаватт, а к 2020 году стоит план увеличить это количество до 4 ГВт (это составит треть от всего текущего углеродного следа производства). Поскольку работа с партнёрами сложна и продолжительна по ряду причин, специалисты Apple запустили специальный корпоративный веб-портал на нескольких языках, посвящённый чистой энергии (Clean Energy Portal) и предлагающий готовые руководства по тому, как продвигать и реализовывать подобные инициативы.

Солнечные панели на крышах 800+ зданий в Сингапуре для 100% возобновляемой энергии Apple

Также Apple задаётся целью перевести только на возобновляемую энергию все свои здания в мире. На данный момент в 96 % помещений компании используется чистая, возобновляемая энергетика. В 24 странах (включая США, Великобританию, Китай и Австралию) этот показатель достиг 100 %, и компания стремится повторить успех во всех остальных местах своего присутствия. Речь идёт не только об офисах, магазинах розничной продажи и собственных дата-центрах Apple, но и о центрах распространения продуктов и арендованных ЦОДах. Это позволило довести долю выбросов, приходящихся на эту часть инфраструктуры компании, до 1 % от совокупного количества, учитывающего всё производство, транспортировку и использование гаджетов и т.д.

В Apple осознают, что «самой чистой является та энергия, которой вы никогда не пользовались». Благодаря улучшениям в энергоэффективности, проведённым компанией за последние 6 лет, в 2016 финансовом году в Apple сэкономили 55 миллионов киловатт-час. Результат был достигнут с помощью таких мер, как переход на светодиодное (LED) освещение, повышение эффективности имеющегося в зданиях оборудования, обновление систем обогревания, вентиляции и кондиционирования, учёт современных высокоэффективных решений при проектировании новых зданий.

Наконец, вопросы энергоэффективности учитываются и в непосредственных разработках компании: в новых версиях своих программных продуктов (Mac OS X, iOS и т.п.) и гаджетов (MacBook, iPhone и др.) компания стремится повсеместно уменьшать потребление энергии, особенно при простое и часто выполняемых операциях. Среднее потребление энергии продуктами Apple с 2008 года уменьшилось на 70 процентов. Персональные компьютеры iMac потребляют на 97 % меньше энергии в спящем режиме, чем первые поколения этих устройств. Компактные компьютеры Mac mini потребляют на 40 % меньше энергии в режиме простоя, чем предыдущие поколения, а их общая энергоэффективность многократно превосходит необходимые показатели международного стандарта Energy Star (до 7 раз). Для приложений, использующих онлайн-сервисы Apple: обмен сообщениями с iMessage, звонки с FaceTime и персональная помощь от Siri — задействованы серверы в дата-центрах компании, на 100% работающих на возобновляемой энергии.

Apple заботится о ресурсах и безопасных материалах

Роборт Apple Liam разбирает iPhone для переработки

Программа Apple Renew позволяет всем покупателям устройств Apple переработать их (или отправить на перепродажу). Сделать это очень просто: установив одноимённое приложение, можно получить предварительно оплаченную марку для отправки устройства в компанию. При этом Apple не только оплачивает посылку, но и предлагает своим пользователям подарочный сертификат для новых покупок. К слову, сама переработка в компании осуществляется весьма инновационным способом: в Apple разработали линейку роботов Liam, которые разбирают iPhone 6 на компоненты, сортируя их по качеству. Такой подход позволяет разбирать до 2,4 млн смартфонов в год. Что происходит дальше? Переработанный алюминий используется в новых гаджетах — например, извлечённые роботами корпусы iPhone 6 становятся материалом для новых компьютеров Mac Mini. Другой пример — при пайке основной платы iPhone 6s используется только переработанное олово.

У всех конечных сборщиков смартфонов iPhone и умных часов Apple Watch есть специальная команда Zero Waste, стремящаяся свести к минимуму производственные отходы. 17 из 18 таких мест сборки Apple (включая все 14 пунктов в Китае) прошли проверку UL (Underwriters Laboratories) под названием Zero Waste to Landfill, подтверждающую 100%-ное соответствие предприятий современным устойчивым методам работы с отходами.

Apple не только подсчитывает количество воды, потребляемой во всех своих офисах, дата-центрах и точках продажи, но и инициировала образовательную Программу чистой воды (Clean Water Program), в рамках которой рассказывает своим партнёрам, как экономить воду и предотвращать её загрязнение. Это позволило партнёрам компании только в 2016 году сэкономить более 3 миллиардов галлонов (более 11 млрд литров) воды и повысить среднее повторное использование воды на 36 % в 86 местах.

Акция Apple ко Дню Земли (Earth Day): деньги за купленные приложения категории «Apps for Earch» перечисляются в фонд WWF

Не забыты и леса: в 2016 году Apple использовала 131 тысячу метрических тонн дерева, 62 % из которых составили переработанные материалы, 38 % — новые из ответственно управляемых источников и лишь менее 1 % древесины имело происхождение, не соответствующее требованиям к устойчивому развитию. Кроме того, компания при сотрудничестве с другими (например, фондами The Conservation Fund и World Wildlife Fund) защищает леса в разных регионах мира включая США и Китай.

Соорудив собственную лабораторию Environmental Testing Lab, химики и токсикологи Apple исследуют потенциальный вред для окружающей среды различных компонентов, используемых в электронных устройствах компании. Особое внимание уделяется «носимым» гаджетам (wearable), соприкасающимся с кожей людей (часы Apple Watch). Для проведения таких тестов был даже разработан искусственный пот, а при проверке цифровой ручки Apple Pencil учитывается вероятность того, что её будут жевать во время рисования.

Выявленные в продуктах Apple токсины устраняются, заменяются новыми (более безопасными) материалами или хотя бы уменьшаются в количестве. Одна из целей компании — «убрать из процессов производства и переработки токсины, чтобы обезопасить сотрудников и не допустить попадания загрязнителей в землю, воздух или воду». В частности, на сегодняшний день: бериллий утранён из всех новых продуктов, ртуть отсутствует с 2009 года, свинец — с 2006 года (содержался в стекле экранов и припое), мышьяк — с 2008 года (стекло экранов).

За что всё же критикуют Apple?

Везде найдётся место улучшениям, и экологическая политика Apple не является здесь исключением. В частности, организация Гринпис, признавая выдающиеся заслуги компании (в особенности, в прогрессе по использованию возобновляемой энергии в Азии), считает, что гаджетам не хватает продолжительности жизни/использования и простоты в ремонте:

Переход на 100% переработанные материалы критически важен для уменьшения следа этой индустрией, однако также принципиально для Apple и других крупных ИТ-компаний разрабатывать продукты, которые долго функционируют, просты в ремонте и перерабатываются в конце своей жизни.

Официальные данные от Apple гласят, что предполагаемая продолжительность использования продуктов на базе Mac OS X (операционная система для десктопов и ноутбуков) и tvOS (операционная система для цифрового телевидения Apple TV) составляет 4 года, а на базе iOS (т.е. смартфонов и планшетов) и watchOS (умных часов) — 3 года.

Известно и противоречивое отношение Стива Джобса к экологии — достаточно вспомнить, что у него был личный самолёт.

Итоги

Совокупный ущерб экологии от современного бизнеса, в особенности стоящего за массовыми продуктами, сложно переоценить. Тем больше радуют известные компании, у которых на виду оказывается не только их профессиональная деятельность, но и учёт потребностей современного мира в заботе об окружающей среде. Публикация регулярных отчётов об экологической ответственности — очень важный шаг на пути к коллективному изменению отношения к природе и планете в целом.

И важны, конечно, не только отчёты, но и сами действия. Пусть даже какие-то шаги не являются идеальными, а коммерческая составляющая зачастую имеет понятные приоритеты… те действия, которые уже предпринимаются из экологических соображений и то, как сам подход со временем изменялся, безусловно, несут позитивные новшества в мир, демонстрируя более ответственный подход к бизнесу и пример для других, а также привлекая внимание широкой общественности к значимой проблеме.

Apple Park в Купертино (США, штат Калифорния) станет крупнейшим в Северной Америке зданием, сертифицированным как максимально экологичное (LEED Platinum)


Смотрите также на ecobeing:

Dmitry Shurupov Дмитрий Шурупов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *